Меню сайта
Кроссворды с фрагментами

 Плёночная фотография

 В чем принципиальное отличие цифровой фотографии от фотографии пленочной? В способе регистрации и хранения изображений. Традиционная фотография фиксирует изображение в аналоговом виде. Свет, проходящий через объектив и сфокусированный на поверхности пленки, вызывает изменение оптической плотности солей серебра светочувствительной эмульсии. Степень потемнения эмульсии соответствует уровню засветки. То есть светочувствительный элемент пленки - зерно галогенида серебра - изменяет свои характеристики пропорционально экспозиции.

Для получения окончательного результата съемки - готового отпечатка - пленку подвергают химической обработке, то есть проявлению, закреплению, промывке и сушке. Пленка в традиционной фотографии - это промежуточный носитель информации. При этом изображение на фотопленке после проявки становится видимым, но негативным и зеркально обращенным.

Далее с пленочного негатива изображение переносят на фотобумагу посредством повторной экспозиции. Через увеличитель или станок для контактной печати негативное изображение проецируется на поверхность светочувствительной фотобумаги. Затем проэкспонированная бумага проявляется, фиксируется, промывается и просушивается. Этот процесс практически идентичен процессу обработки фотопленки. Фотобумага в данном случае становится окончательным носителем информации…

Эта, казалось бы, элементарно простая технология получения фотоизображений на самом деле слишком сложна. Многоступенчатая обработка еще не самый большой ее минус. Основной недостаток традиционной фотографии в том, что в ней используются разнородные и несовместимые ни с чем носители информации.

Попробуйте, к примеру, проиллюстрировать обычное письмо какой-нибудь "бумажной" фотографией. Способ лишь один - наклеить фотоотпечаток на лист бумаги, на котором написано это письмо (то есть попытаться совместить два принципиально несовместимых носителя информации)… А если речь идет о печатном издании? А о видеофильме, который необходимо дополнить фотоизображениями (да еще и специальным образом трансформированными)?

Далее - хранение снимков. Мы привыкли к тому, что личный или семейный фотоархив хранится в виде фотоальбома - бумажной книги с вклеенными в него (или закрепленными каким-либо иным образом) фотоотпечатками. Но иногда возникает необходимость восстановить утраченные или испорченные временем снимки. Без повторной печати здесь не обойтись. Поэтому мы вынуждены хранить еще и архив пленочных негативов.

Сохранность проявленной фотопленки, как, впрочем, и бумажных фотоотпечатков, зависит от двух факторов - от физических характеристик самой пленки (или бумаги) и от соблюдения технологии ее химической обработки.

Старые негативные пленки имели целлулоидную подложку. Со временем целлулоид подложки обезвоживается и становится ломким. Старые негативы очень трудно сохранить неповрежденными.

Весьма непросто обстоит дело и с сохранностью эмульсии. Изготовленная на основе желатина эмульсия также подвержена высыханию. Кроме того, эмульсия старых пленок и бумаги склонна к изменению цвета - с годами она желтеет.

В современных фототехнических материалах проблема долговременного хранения негативов и готовых снимков в значительной степени решена. Подложка пленки изготавливается из долговечного лавсана и иных искусственных материалов, эмульсионный слой пленки защищен лаком, а бумаги - полимерным покрытием. Но это не снимает проблемы механических повреждений негативов. Пленку можно поцарапать, испачкать, повредить растворителями и так далее.

Еще одно неприятное свойство архива пленочных негативов - его абсолютная нефункциональность. Что такое архив негативов? Пыльные коробки с отснятыми пленками, которые хранятся где-нибудь в шкафу и не используются никак. Негативы нужны лишь в качестве страховой копии альбомных фотоотпечатков, это единственное их предназначение. А место в пространстве наших домов и офисов они занимают (и немалое, если фотолюбитель снимает более-менее активно, и огромное, если речь идет о редакции периодического издания или о специализированном архиве).

 Главное достоинство цифровой фотографии в том, что отснятые изображения сохраняются в виде цифрового кода. Цифровой фотоснимок - это некий объем оцифрованной информации, которая может использоваться совместно с цифровыми данными любого другого типа, например, с текстовыми. Компьютер считывает цифровые данные с носителя информации и строит на экране монитора изображение, идентичное тому, что было зафиксировано светочувствительным сенсором фотоаппарата в момент съемки.

Цифровые фотографии хранятся в памяти компьютера или на носителях в виде графических файлов стандартных типов. Это позволяет унифицировать снимки, сделав их совместимыми с любыми компьютерами, печатающими устройствами, другими цифровыми фотоаппаратами. К примеру, снимки, полученные при помощи одного фотоаппарата, можно переписать на карту флэш-памяти, перенести на другой фотоаппарат и просмотреть их на его встроенном контрольном дисплее. Ясно, что потребности в подобной процедуре не возникает (а сама возможность существует только теоретически, поскольку каждому снимку компьютер фотоаппарата присваивает уникальное имя и работает только с ним). Гораздо чаще нам приходится переносить цифровые фотографии с компьютера на компьютер, в том числе и на карманный, или распечатывать на разного рода печатающих устройствах. И то, и другое не вызывает проблем именно по причине того, что снимки хранятся в виде стандартных графических файлов.

Процесс оцифровки изображения цифровым фотоаппаратом выглядит следующим образом. Световой поток фокусируется объективом (таким же, как и в пленочном фотоаппарате) на поверхности матрицы микроскопических полупроводниковых светочувствительных элементов. В момент срабатывания затвора или запуска электронного механизма мгновенного считывания состояния матрицы (последнее применяется в камерах начального уровня) компьютер фотокамеры фиксирует состояние засвеченных элементов. При этом аналого-цифровой преобразователь (АЦП) фотоаппарата преобразует электрические потенциалы каждого элемента в набор цифровых сигналов (логических нулей и единиц). Информация фиксируется в дискретном виде - засвечен элемент матрицы или не засвечен. Затем оцифрованное АЦП изображение записывается в память фотоаппарата.

Еще одно несомненное преимущество цифровой фотографии состоит в простоте обработки готовых снимков. Для занятий творческой фотографией обладателю пленочной камеры придется обзавестись необходимым оборудованием - проявочной машиной (или набором бачков и ванночек), увеличителем, набором реактивов и самой темной комнатой. Что практически равнозначно приобретению в личное пользование всего комплекса оборудования мини-лаборатории (которые, как мы уже говорили, изживают себя, уступая место цифровым мини-лабам). Либо… все же сменить пленочную камеру на цифровой фотоаппарат и персональный компьютер.

Именно персональный компьютер является фотолабораторией для цифровой фотографии. Сам фотоаппарат при этом можно рассматривать как очередное периферийное устройство для ПК, трехмерный сканер с возможностью удаленного и автономного функционирования.

Но в последние годы фотолюбители получили более широкие возможности. Помимо услуг специализированных лабораторий или приобретения персонального компьютера, они могут приобрести небольшой и недорогой принтер для прямой печати снимков. Речь о сублимационных и струйных цветных принтерах, рассчитанных на фиксированный формат отпечатка (обычно 10х15 см и, в качестве опции, меньше). Впрочем, эти недорогие печатающие устройства приобретаются чаще всего не вместо компьютера, а в дополнение к нему - в качестве портативного принтера, позволяющего получать фотоотпечатки, когда компьютер недоступен. Если же использовать только пару "фотоаппарат - принтер" и попытаться обойтись без компьютера, то фотолюбитель получит более дорогой аналог услуг мини-лаборатории, работающей с пленочными негативами. Набор инструментов для обработки снимков будет чуть расширен (станут доступными экспокоррекция при печати, исправление цветовых искажений и, возможно, небольшое масштабирование), но для творчества останется явно недостаточным.

Наконец, еще об одном очевидном преимуществе цифрового фотоаппарата перед пленочным. Любая современная цифровая камера оснащена цветным дисплеем. И это замечательный инструмент для обучения азам фотографии и совершенствования мастерства, который трудно переоценить.

Только что отснятый кадр выводится на встроенный в камеру экран. Снимок можно увеличить, чтобы разглядеть детали. Можно оценить правильность выбора экспозиционных параметров и композиционное решение. Если фотограф чем-то не удовлетворен, переснять кадр можно тут же, не дожидаясь лабораторной обработки и распечатки на бумаге. Согласитесь, лучшего фотоаппарата для обучения не найти. Даже с очень качественным пленочным фотоаппаратом начинающий фотолюбитель не получит ни малейшего представления о том, ошибся ли он только что, сняв любопытный кадр, насколько снимок оказался удачным, что следует изменить, дабы не допустить подобных ошибок в будущем. Вспомнить обстоятельства съемки потом, когда мини-лаборатория отпечатает готовые фотографии, очень непросто. Особенно если в лабораторию сдается несколько пленок скопом (как обычно и случается).

Другое важное достоинство встроенного контрольного дисплея - возможность его использования в качестве электронного видоискателя, функционального аналога матового стекла. Этот изрядно забытый инструмент - матовое стекло - применялся в пластиночных и зеркальных одно- и двухобъективных среднеформатных камерах для точного построения кадра. В принципе, пользоваться контрольным дисплеем цифрового фотоаппарата, как видоискателем, даже удобней, поскольку классическое матовое стекло дает перевернутое изображение.

Дисплей способен функционально заменить и видоискатель узкопленочных зеркальных фотоаппаратов со встроенной оборачивающей пентапризмой. Изображение на контрольном экране цифрового фотоаппарата соответствует изображению, которое фиксируется светочувствительным сенсором. То есть фотограф видит на экране именно то, что будет отснято. Очень удобно для макросъемки и съемки через микроскоп.

Более того, в компактных и ультракомпактных камерах начального и среднего уровня, в просьюмерских аппаратах, предназначенных для творческой съемки и даже в таких полупрофессиональных "ультразумах", как Sony DSC-R1, электронный цветной дисплей используется в качестве основного и единственного видоискателя. Хотя в зеркальных цифровых камерах (и в этом их несомненное достоинство) используется исключительно оптический видоискатель реального изображения, а контрольный дисплей используется лишь для просмотра готовых снимков и для управления камерой посредством системы экранных меню.

Новости

15 июля 2011

Привет!

Привет всем, я начал оформление сайта. Скоро начну заполнять.

16 июля 2011

2 рецепта.

Сегодня добавил два рецепта в раздел Кулинария / Мясо. Рецепт приготовления Чахомбили и мою любимую глазунью.

18 июля 2011

Словарь

Поместил словарь кулинарных терминов, которые будут использоваться в рецептах.

18 июля 2011

2 торта

В разделе кулинария выпечка рецеты 2 любимых моих тортов. Попробуйте сами. Рецепты очень старые.

20 июля 2011

Фотодело

Интересная информация по цифровым фотоаппаратам.

25 июля 2011

Форекс

В теме финансы я внёс несколько  уроков по форексу от компании форекс-клуб. Внесены 10 бесплатных уроков, а т…

28 июля 2011

Непознанное

Начал заполнять раздел Непознанное. А именно Собрание фактов, которые меня поразили. Сведения берутся из раз…

06 августа 2011

Энциклопедия непознанного

Закончил заполнять тематику собрание фактов из непознанного. Обязательно загляните в этот раздел и убедитес…

07 августа 2011

Инопланетяне не хотят обнаружения

Инопланетяне не очень хотят, чтобы их обнаружили В 1950 году физик Энрико Ферми сказал, что во вселенной сущест…

Иконка сайта сделана при помощи favicon.ru

Ё моё...© Кургузкин, 2011

Конструктор сайтов - uCoz